Театр Но / Искусство Японии
Но - старейший из существующих в настоящее время японских профессиональных театров,
форма музыкально - танцевальной драмы, зародившаяся в XIV в. Но бережно охраняет то,
что утрачено всеми другими значимыми современными театрами: свою органическую связь
с ритуалом, отражающим по преимуществу буддийский взгляд на мир. Спектакли этого
театра смотрятся и звучат, скорее, как торжественные обряды, а не жизненные истории.

Актерский состав строго иерархичен. Его члены исполняют древние роли посредников
между мирами богов и людей. На пустую сцену выходят сначала скромно одетые  
инструменталисты, хор из шести-восьми человек, затем исполнитель "поддерживающей"  
роли (ваки) в роскошном одеянии, часто - священнослужитель. Последним из темноты в
конце длинного прохода, ведущего к сцене, под звуки барабанов и флейты материализуется  
блистательно разукрашенный (часто в маске) главный персонаж (ситэ). В с трогой ритмике,
создаваемой, скорее, музыкой, голосами и движениями, чем искусным  мастерством
драматурга и режиссера, возникают и рушатся время и пространство. Язык - в основном
поэтичен. Костюмы роскошны и тяжелы, движения, даже в танцах, нарочиты. Ситэ ищет
заступничества у ваки и, получив его, возвращается в темноту, освобожденный от кармы.

В середине XIV в. профессиональные театры базировались в Киото и Нара, и актеры
организовывали труппы под патронажем синтоистских и буддистских  храмов. Они добывали
деньги путем сбора пожертвований на нужды этих храмов по подписке (кандзин - Но) или
коммерческими средствами, и их спектакли служили как интересам пропаганды  
религиозных  доктрин, так и чисто развлекательным целям.

Одни труппы представляли дэнгаку-Но (тип постановок с особым упором на специфические
танцы и акробатические номера), другие - саругаку-Но (тип постановок с особым упором на
скетчи комического содержания). Но оба типа имели много общего. Их маски
использовались еще в древних танцевальных драмах (гигаку). Их музыка пришла из
синтоистских ритуальных танцев (кагура), буддийской литургии (сёмё), популярных еще в X в.
песен (имаё) и "вечериночных мелодий" (энкёку) XIII в. Их  танцы несли на себе следы
влияния плясок VII в.(бугаку), драматического танца  XI в. фурю, исполнявшегося под  
аккомпанемент барабана и флейты, и сирабёси (песенно-танцевальные номера XII в.).

Материалы для их сюжетов поставляли легенды, история, литература и текущие события.
Определенную беллетристическую утонченность этим материалам придавало воздействие
эннэн-Но [буквально - "долгая жизнь", смешанное представление, состоящее из пьес,
танцев и песен и даваемое по окон- чании  религиозных  обрядов в буддистских  храмах
периодов Камакура (1185 - 1333) и Муромати (1333 - 1568)]. Актеры - приверженцы обоих  
типов - проводили строгую грань между серьезными и комическими произведениями,
причем последние разыгрывались в качестве интермедий, разделявших акты первых.
Однако, несмотря на сходства указанных типов, саругаку в конечном итоге возобладал,
опередил дэнгаку на шкале зрительской популярности.

Трансформацию саругаку в ту форму Но, которая в основном сохраняется до настоящего
времени, осуществили Канъами и его сын Дзэами - оба выдающиеся актеры, танцоры и
драматурги периода Муромати. Канъами сосредоточивался на изображении "реалистичных"
героев, на демонстрации неуловимой, таинственной красоты (югэн) и на быстрейшем
установлении тотального взаимопонимания со своей аудиторией. Самое главное, - он
подчеркивал ритмический аккомпанемент пьес и изменял их структуру, вставляя элементы
кусэмаи, популярного представления, по ходу которого актер и танцевал, и пел, и
разыгрывал пантомиму.

Все актеры театра Но - мужчины, и регламент их игры определен в период Эдо. Каждая из
упомянутых выше школ готовит своего собственного ситэ, его "компаньона" (цурэ), актера-
ребенка (коката), хор и вспомогательных работников сцены. Отдельные школы (например,
Фукуо и Такаясу) существуют для подготовки ваки и его "компаньона". В целом ряде
отдельных школ обучают игре на флейте, маленьких и больших ручных барабанах (цудзуми)
и большом барабане (тайко), стоящем на полу сцены.

Дети актеров, которых начинают готовить в традиционной манере с семилетнего возраста,
исполняют на первых порах роли мальчиков и девочек. Подготовка ведется на основе
механического запоминания, голосовым и физическим показом характеристик  
воплощаемого образа. Каждая составная часть движения по сцене, включая присущую лишь
театру Но походку, при которой пятки никогда не отрываются от пола, относится к одной из
"форм" (ката). Общее их количество равно примерно двумстам, причем все имеют
собственные названия. В обычном обиходе, однако, используется около тридцати ката.  
Различия конкретных "форм", находящихся  на  вооружении  той или иной школы, невелики.  
Например, "форма" плача выглядит следующим образом: актер замирает, слегка наклоняет
голову и подносит левую руку ко лбу. "Форма" эта не подлежит какой бы то ни было
индивидуальной интерпретации актером и представляет собой намертво зафиксированный
способ иллюстрации произносимого текста.

Выразительность образов ситэ и ваки подчеркивается находящимися в их руках предметами
- письмами, зонтиками, четками и бамбуковыми ветками, символизирующими психическое
расстройство, но более всего - складывающимися веерами (тюкэй). Будучи полностью или
частично сложенным или, напротив, открытым, он может, в зависимости от своего контура и
манипуляций с ним действующим лицом, представлять любой объект - кинжал, фонарь, вос-
восходящую луну. Абстрактный или реалистичный рисунок, нанесенный на веер, обычно
ассоциируется с исполняемой ролью - привидения, старухи, демона. Пользуются  
разрисованными веерами только ситэ и ваки. У остальных актеров и хора на веерах (оги)
красуются гербы школ. Хористы кладут веера (всегда сложенные) перед собой на пол сцены
и берут их в руки, обозначая начало песнопения.

Лишь ситэ и их "компаньоны" носят деревянные и раскрашенные маски (но не в пьесах, где
они играют живых людей). Каждая маска представляет собой вариацию какого-либо общего
типа: святых стариков, божеств, демонов или духов, обычных мужчин и женщин. Во многих
пьесах ситэ меняют маски по ходу действия. При этом  вторая маска показывает истинную
сущность воплощаемого образа. Ситэ выбирает маску, которую он предпочитает для данной
роли, и этот выбор, по ассоциации или обычаю, определяет его костюм.

Многие из используемых ныне костюмов (сёдзоку) "сконструированы" в XVIII и XIX вв., когда
были строго определены их выкройки, расцветки и материалы для каждого образа в театре
Но. Костюмы создают эффект роскоши и элегантности, но также делают актера грузным и
массивным. Фигура ситэ выглядит особенно внушительной. Достигается это, по меньшей
мере, пятью "слоями" одежды, верхняя из которых изготовлена из богато разукрашенной
камки, парчи или покрытого вышивкой шелкового газа. Ни один "слой" одежды не скрывает
полностью находящийся под ним. Материалы и их отделка отличаются большим
многообразием. Парики, шляпы и прически увеличивают рост действующего лица.

Старейшая постановка в репертуаре театра Но (окина) состоит главным образом из трех
танцев, известных еще в X в. и выполняющих функции молитв о мире, плодородии и
долговечности. Окина едва ли можно отнести к категории пьес, разыгрывается она лишь по
торжественным случаям и идет первым номером программы. А обычная современная
программа театра Но состоит из двух или трех полномасштабных пьес с получасовыми  
комическими вставками (кёгэн). Примерно 240 пьес, сохраняющихся в нынешнем  
репертуаре, в большинстве своем унаследованы от XV в. Они сведены в пять групп,
соответствующих пяти частям традиционной программы Но, известной под названием гобан-
датэ. К первой группе (сёбаммэ-моно) относятся в основном пьесы о божествах. Во  вторую  
группу (нибаммэ-моно) входят пьесы о мужчинах и воинах. К третьей группе (самбаммэ-
моно) принадлежат пьесы о женщинах. Четвертая группа (ёбаммэ-моно) состоит из пьес о
помешанных. Пятая группа (гобаммэ-моно) включает в себя так называемые
"демонические" пьесы.

Части сценариев написаны прозой (котоба), но преобладает в них поэзия (утаи). Проза  
представлена языком японской аристократии XIV в., а стихи извлечены из классических
китайских и японских сборников наряду с цитатами из буддистских текстов.
Японский театр Но
MEMORY CREATORS TEAM
+81(0)3-5634-9660           info@ppt-japan.com
Copyright  © 2006-2009   Pacific Partners Tokyo Co., Ltd - туроператор по Японии.
Ёкономичный тур в японию EC-7-TH