Японские национальные танцы / Искусство Японии
Танцы обозначаются словом "буё", состоящим из двух иероглифов, первый из которых (бу
или май) характеризует древние и средневековые танцы (до 1600 г.), а второй (ё или одори)  
- танцы эпохи Эдо (1600 - 1868). Май, таким образом, относится в основном к придворным и
наиболее изысканным театральным танцам, а одори - прежде всего ко всем народным
танцам и танцам
кабуки, появившимся в Эдо (теперешний Токио).

Существует также громадное множество региональных танцев. Разнообразие  
традиционных японских танцев затрудняет их классификацию, но большинство формирует
категорию так называемых "закрытых  танцев" с мягкими сдержанными движениями
щиколоток, рук и головы и оценивается, скорее, в зависимости от степени эстетического
совершенства, чем от символического значения. Простейшие жесты должны были
демонстрироваться с учетом таких утонченных эстетических идей, как ма - наблюдавшемуся
и ощущавшемуся интервалу между двумя танцевальными движениями или позами.

Старейшей японской танцевальной формой является кагура, ведущая свое происхождение
от мифа о танце богини Амэ-но Удзумэ, с помощью которого она выманила из Небесного
Грота богиню Аматэрасу Омиками. Все синтоистские храмовые танцы развились из кагура, и
ее влияние до сих пор можно лицезреть в театральных танцах, особенно в танцах кабуки.

Первой зарубежной музыкально-танцевальной формой, укоренившейся в Японии в начале  
VII в., был мим-гигаку, пришедший с азиатского континента и включавший танец со львом. За  
ним последовали новые музыкальные (гагаку) и танцевальные формы (бугаку), воспринятые
японским императорским двором из Китая и Кореи. К разряду бугаку были причислены и
древние японские танцы (ямато май, адзума асоби и госэти-но май). Танцоры бугаку (как
правило, мужчины) выступали в масках и красочных костюмах. В VIII в. из Китая прибыли  
тока ("песни с притоптываниями") и сангаку (цирковые представления с акробатическими
номерами). Сангаку способствовало дальнейшей эволюции гагаку и появлению саругаку и  
дэнгаку (придворно-храмовые представления с танцевальными элементами). Формой
драматическо-танцевального представления cледует считать и эннэн. Танцевальный
элемент в данном случае превалировал: репертуар включал тиго май (танцы мальчиков),
сира-буёси (придворный танец - песня девушек) и фурю (придворный танец с диалогом
императора со своим министром).

В эпоху Камакура (1192 - 1333) саругаку  послужило основой создания
театра Но. Акцент на
музыку и танцы в его спектаклях подчеркивался включением кусэмай (танец с сильным
идиосинкразическим ритмом и напевными мелодиями). С течением времени этот танец,
естественно, видоизменялся, но кое-какие оригинальные черты (интонация песнопений Но,
метрический рисунок хиранори - три слога распеваются на два такта) сохраняются до сих
пор. В структуре спектаклей Но специально предусмотрены сцены, создающие предлоги для
танцев с общим наименованием майгото. Движения в этих танцах складываются из
множества форм (ката), которые варьируются от одной школы к другой.

Параллельно с Но большую популярность в высших эшелонах японского общества обрели
фарсы - кёгэн с короткими и не привязанными к сюжету танцами - комай. Их ката более
реалистичны, чем ката в танцах Но.

Из других средневековых танцев следует назвать ковакамай, исполнявшийся тремя
мужчинами с пением текстов из военных романов под аккомпанемент двух барабанов и
флейты, хаясимай (общее название для ряда народных и праздничных танцев) и нэмбуцу
одори - буддийский магический танец, заметно повлиявший на многие последующие  
формы, в том числе и на бон-одори (танец, исполняющийся в дни поминовения умерших).  

Первые танцы кабуки, которых монополизировали женские труппы в Киото на заре XVII в.,  
являлись адаптациями нэмбуцу-одори. Кабуки юношей (вакасю кабуки) приобрели
известность после 1629 г., когда женские труппы были запрещены. В 1652 г. место вакасю
кабуки заняли яро кабуки (кабуки зрелых мужчин), унаследовавшие от фарсов - кёгэн танцы -
комай и добавившие к ним сюжеты и технологии театра Но, кукольного театра Бунраку и
народных танцев. За рамками танцев кабуки развились многие другие формы. Это особенно
касалось Эдо, где возникли такие танцы, как новогодний харугома и излюбленный гейшами  
нивака.

После реставрации Мэйдзи весьма важным событием в рассматриваемой области явилось  
зарождение движения "Нового танца" (синбуё), благодаря которому женщины были  
допущены к танцам кабуки (вне спектаклей) и возникли разные танцевальные школы (почти
170 в настоящее время).

Процветанию традиционных танцев не мешает авангардистское направление (буто), офор-
мившееся во второй половине XX в.


При создании статьи были использованы материалы сайта посольства Японии в России.
http://www.ru.emb-japan.go.jp/ABOUT/CULTURE/dancing.html
Танцевальное искусство Японии
MEMORY CREATORS TEAM
+81(0)3-5634-9660           info@ppt-japan.com
Copyright  © 2006-2009   Pacific Partners Tokyo Co., Ltd - туроператор по Японии.
Ёкономичный тур в японию EC-7-TH