Укиё-э / Искусство Японии
Укие-э (буквально - "картины изменчивого мира" ) - жанр искусства, представленный, главным
образом, отпечатками с деревянных досок, развившийся на ранних этапах эпохи
Эдо (1600 - 1868) и создавший для себя обширный популярный рынок среди среднего
сословия. Объектами мастеров, работавших в этом жанре, чаще всего являлись обитатели
кварталов красных фонарей и персонажи спектаклей театров
кабуки, а виды гравюр включали
однолистовые отпечатки, поздравительные открытки, альбомы и книжные иллюстрации. Укиё-
э пользовались успехом по всей Японии, причем наиболее характерные их формы
утвердились в образцах, производившихся в Эдо (ныне Токио) примерно с 1680 г. по середину
50 - х годов XIX в.

Четко видимая обстановка, в условиях которой предстояло появиться укиё-э, сложилась еще в
эру Канъэй (1624 - 1644). На жанровых картинах того времени (фудзокуга) фигурируют
"искатели  удовольствий" из всех социальных сословий, шатающихся по увеселительному
кварталу у реки Камогава в Киото. В подобных районах, будь то в Киото, Осака или Эдо,
формировался разудалый жизненный стиль укиё, или "изменчивого мира", и, соответственно,
жанр искусства - укиё-э, прославлявший этот стиль.

До наступления второй половины XVII в. история укиё-э может отслеживаться только
посредством изучения рисованных картин (никухицу укиё-э). Хотя первые более или менее
значимые отпечатки с деревянных досок появились примерно в 1660 г., лишь на начальном
отрезке XVIII в. гравюры укиё-э опередили по популярности произведения живописи.
Полноцветные отпечатки поступили на рынок не ранее 1765 г., а примерно до 1745 г. краски
добавлялись кистью к монохромным гравюрам.

Среди ранних видов укиё-э важное место занимали секс-наставления (сюнга - буквально
"весенние картинки") и описания жизни куртизанок (юдзё хёбанки). Сюнга представляли собой
книги или альбомы с чрезвычайно откровенными любовными сценами (впрочем,
участвовавшие в них пары редко представали полностью обнаженными). Лишь некоторые
секс-наставления, опубликованные между 60 -ми и первыми 70 -ми годами XVII в., дошли до
нашего времени, и ни один из них не подписан. Самые ранние атрибуции относятся к
Хисикава Моронобу и Сугимура Дзихэй, которые были весьма активны в конце XVII в.
Впоследствии сюнга оставались жанром, в котором пробовало себя большинство мастеров
укиё-э. Описания жизни куртизанок (в основном книги иллюстраций с комментариями)
содержали стилизованные портреты выдающихся дам этой категории, занятых какими-либо
повседневными делами, - например, чтением или приведением в порядок причесок. Особый
интерес на этих портретах вызывают позы изображаемых или изящные складки кимоно.
Аналогичной разновидностью портретов такого рода были бидзин-э ("портреты красавиц"), на
которых изображались куртизанки высшего ранга (таю), нередко с их антуражем. Портреты
куртизанок сохраняли популярность на протяжении всей истории укиё-э. Так, мастера этого
жанра, принадлежавшие к школе Кайгэцудо, редко обращали внимание на другие объекты, и
многие наиболее памятные гравюры Китагава Утамаро посвящены этим стильным
красавицам.

Примерно в 1745 г. была разработана техника приводки следующих один за другим блоков, с
которых на один и тот же лист наносились отпечатки разных цветов. Гравюры,
изготовлявшиеся этим способом в одном или двух цветах, назывались бэнидзури-э ("картины в
красном цвете"), ибо самым ярким цветом на них был красный (его получали из лепестков
ложного шафрана - бэнибана). Первые многоцветные отпечатки появились не ранее 1764 г.
Это событие было тесно связано с внезапной популярностью работ Судзуки Харунобу. К 1766
г. почти все мастера укиё-э работали в стиле Харунобу. Эти новые гравюры, называвшиеся ни-
сики-э ("парчовые картины") или эдо-э ("эдоские картины"), представляли финальную стадию  
технического прогресса в области цветного печатания, достигнутого в эпоху Эдо. Многие из  
гравюр Харунобу пропитаны мягкой ностальгией по прошлому, но на других присутствует
смешливый, мирской дух митатэ-э - пародий на сцены из классического искусства или лите-
ратуры в современном той эпохе переосмыслении. Среди прочих инноваций, появившихся в те
же годы, следует упомянуть о переходе от узкого  формата гравюр хособан (правда, его
продолжали использовать для якуся-э) к формату тюбан, более похожему на квадрат.

Появление ландшафтных гравюр явилось относительно поздним феноменом в истории укиё-э.
До выхода "Фугаку сандзюроккэй" ("Тридцать шесть видов горы Фудзи", 1823) Хокусаи
ландшафт как самостоятельный объект для укиё-э был практически неизвестен. Но мастера
быстро последовали за Хокусаи, и ландшафтные гравюры вскоре начали соперничать по
популярности с утвердившимися портретными жанрами. Демонстрируя творческую активность
на протяжении примерно шестидесяти лет, Хокусаи  развил стиль, который был в высшей  
степени индивидуален, сочетал китайские и западные мотивы наряду с элементами,
заимствованными у мастеров школ Кано и Тоса и из традиции Римпа. Он был также
плодовитым рисовальщиком, использовавшим различные технические приемы для создания
поразительного множества образов своих современников в знаменитом 13-томном
произведении "Хокусаи манга" ("Эскизы Хокусаи", 1814 - 1849).

Единственным подлинным соперником Хокусаи и искусстве ландшафтной гравюры был Андо  
Хиросигэ, чья великая серия "Токайдо годзюсанцуги" ("Пятьдесят три станции на Токайдоской
дороге", 1833 - 1834) принесла ему славу и породила массу подражателей. В этой и других
работах Хиросигэ придает большее, чем Хокусаи, значение атмосфере, свету и погоде.
Исполненные в манере, слегка напоминающей ландшафтные произведения мастеров эпохи  
южной династии Сун (1127 - 1279), его работы не избежали влияния современной ему школы
Маруяма-Сидзё и западного реализма. Утагава Куниёси, который активно работал в то же
самое время, выделяется своим богатейшим воображением, равно как и использованием
время от времени западной перспективы и распределения светотени.

Будучи неотъемлемым элементом культуры эпохи Эдо, которую оно отражало, укиё-э не могло
пережить ее крах вслед за радикальной вестернизацией, преобразившей страну в эпоху
Мэйдзи (1868 - 1912). Тем не менее известное число мастеров, воспитанных в традициях  этого
жанра (включая Тайсо Ёситоси и Кобаяси Киётика), продолжало работать в самом конце XIX в.
Укиё-э
MEMORY CREATORS TEAM
+81(0)3-5634-9660           info@ppt-japan.com
Copyright  © 2006-2009   Pacific Partners Tokyo Co., Ltd - туроператор по Японии.
Ёкономичный тур в японию EC-7-TH